12 октября рабочая группа краснодарского отделения «Деловой России» рассмотрела подборку материалов об опыте работы групп продленного дня для школьников за рубежом, направленную в адрес организации из Законодательного собрания Краснодарского края.
Члены группы отметили, что, выбирая школу, одним из главных вопросов для папы и мамы является, есть ли в школе группа продленного дня. Само понятие «группа продленного дня» в нормативных документах министерства образования отсутствует. Можно говорить лишь об организации ухода и присмотра за детьми в школе.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие «уход и присмотр за детьми» означает комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п.34 ст.2 ФЗ от 29 декабря 2012 г. На субъекты РФ и муниципальные образования возлагаются обязанности по организации и финансовому обеспечению предоставления бесплатного, доступного образования в пределах государственных стандартов. Обязанностей по финансированию присмотра и ухода не устанавливается. Образовательная организация должна лишь создать условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных и муниципальных образовательных организациях субъектов Российской Федерации
По мнению исполнительного директора отделения Татьяны Половинской, одним из самых обсуждаемых вопросов среди родителей стал вопрос о платной или бесплатной организации ухода и присмотра за детьми в школе.
«Если услуга по присмотру и уходу за детьми осуществляется вне рамок реализации основной общеобразовательной программы, то работа педагога не может быть профинансирована за счет субсидий, — считаетона. — В таком случае возможно два варианта ее финансирования:
— либо учредитель вводит такую услугу в качестве бесплатной услуги для населения и дает задание на ее оказание с финансированием за бюджетный счет. Теоретически право на бесплатное получение такой услуги может быть предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципального образования (например, как одна из форм социальной поддержки населения);
— либо данная услуга оказывается на платной основе, в этом случае она финансируется исключительно за счет средств от приносящей доходы деятельности (например, родительской платы за присмотр и уход за детьми). Учредитель, устанавливая плату за присмотр и уход, вправе установить любой размер этой платы, включая и решение не взимать плату».
Делороссы считают, что, если субъект или муниципалитет не могут найти средства в полном объеме на бесплатную услугу по присмотру и уходу за детьми, следует некоторые услуги сделать платными или, возможно, пребывание в ГПД до 16-00 бесплатное, а последующее время за деньги.
«Опыт советской школы следует перенять и усовершенствовать в плане наполняемости так называемых групп продленного дня. Детей не должно быть более десяти (сейчас не менее 25), в особенности, если речь идет о первоклассниках. По многим показателям мы стали жить лучше. Так почему же это не коснулось самых маленьких учеников?», — отмечает Половинская.