Сегодня 22 июля 2017 г




Бизнес-навигатор МСП


Бизнес-навигатор МСП


Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае


Федеральная Налоговая Служба


ГУ МЧС России по Краснодарскому краю


Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов


Экспертиза нормативных правовых актов Краснодарского края


Инвестиционные предложния




Вступить в Деловую Россию

Общероссийский народный фронт

Большое правительство.РФ

Официальный сайт для размещения информации о торгах

Ассоциация индустриальных парков

Инвестклуб

Инвестиционный климат

Оценка регулирующего воздействия

Налоговый маневр

Календарь событий
Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31EC
Вести из центра
15.06.2016

Парадоксальный надзор: Количество проверок предпринимателей не снижается

Министерство экономического развития России распространило сводный доклад «Об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в 2015 году».

Из документа со всей очевидностью следует: федеральные органы исполнительной власти (ФОИВы) дисциплинированно снижают число проверок предпринимателей. О региональных и муниципальных контрольных органах такого не скажешь, о чём однозначно свидетельствует статистика.

Распределение полномочий

Распределение административно-властных полномочий между ФОИВами, региональными властями и местным самоуправлением, несомненно, влияет на масштаб контрольно-надзорной деятельности (КНД). Однако число проверок в рамках регионального госконтроля не связано с этим процессом напрямую, поскольку растёт постоянно, только разными темпами. Например, в 2011 году рост составил 111% (причина – предоставление более полной информации в ИС «Мониторинг»), в 2012-м – 1,2%, в 2013-м – 3,8%, в 2014-м – 2% и в 2015-м – 6,1%. При этом масштабной передачи полномочий в сфере КНД на уровень субъекта РФ ещё не произошло. На региональный госконтроль приходится значительная часть всех проведённых проверок – 24%.

Теперь про муниципальный уровень. В целом по стране в 2012 году контрольные органы муниципалитетов проводили всего 1% проверок. Уже в 2013 году рост их количества составил 44,7%. В 2014-м рост достиг  рекордных 64,6%. В прошлом году рост был заметно меньшим, но всё равно значительным – 41,1%. За три последних года, которые Минэкономразвития предлагает сопоставить в таблице, число проверок увеличилось в 2,3 раза, до 73121. Справедливости ради следует заметить: доля проверок, проведенных органами местного самоуправления (тех, о которых они отчитались), невысока – это всего 3%. Зато вместе с региональными они превышают четверть всех проверок, проведённых в стране.

Оговорюсь: мы здесь не обсуждаем другие виды контрольных мероприятий, которых чрезвычайно много, но которые не вошли в доклад Минэкономразвития. Мы также не можем с полной ответственностью утверждать, что рост числа проверок обеспечила исполнительская дисциплина – из-за качественно улучшившегося сбора отчетности муниципалитетов.

Переход на риск-ориентированный подход

Итак, масштаб проверок на федеральном уровне сокращается (на 11,6%), отчетливо заметен переход на риск-ориентированный подход. При этом региональные и муниципальные контрольные органы стабильно увеличивают число проверок. Это не было бы критично, если бы органы местного самоуправления не наделяли бы столь активно отдельными государственными полномочиями. В контексте ведения бизнеса, например, можно говорить о наделении муниципалитетов отдельными государственными полномочиями в области земельных отношений.

До сих пор до конца не ясно, каковы будут подходы к делегированию контрольно-надзорных полномочий субъектам РФ и не начнут ли субъекты «сбрасывать» полученные полномочия на муниципальный уровень, где отсутствуют деньги и передовые технологии контроля. Не получится ли так, что административный барьер с федерального уровня плавно перейдет на муниципальный?

В аналитическом докладе Минэкономразвития «Муниципальный контроль в РФ» за 2011 год говорится о довольно низком уровне выявляемости нарушений обязательных требований. Через год, в 2012-м, в докладе «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» информации о контроле местного самоуправления говорится немного. Фиксируется предложение о принятии административных регламентов, разграничивающих компетенции Росреестра и его территориальных органов с органами местного самоуправления.

Кроме того, предполагалось наделить органы муниципального земельного контроля правом выносить предписания об устранении нарушений и составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ.

Дублирование функций

В 2013 году Минэкономразвития в «Докладе об осуществлении государственного контроля…» фиксируется: «Требования к объектам муниципального контроля устанавливаются не только на муниципальном, но и на федеральном и региональном уровнях. Комплексная проверка повышает качество контроля и позволяет обеспечить надлежащий уровень выполнения обязательных требований. Вместе с тем, это порождает проблему дублирования отдельных видов государственного надзора и муниципального контроля».

Собственно, уже тогда дублирование функций, с которым мы всячески пытаемся бороться сейчас, полностью сформировалось.

В докладе «Об осуществлении государственного контроля…» за 2014 год говорилось: «Масштабы КНД при осуществлении государственного контроля (надзора) остаются значительными, в том числе из-за лицензирования отдельных видов деятельности и муниципального контроля».

Сотрудничество и разъяснение

Совершенно ясно, что проверки на региональном и муниципальном уровнях, число которых упорно не снижается, а наоборот, даже растет, осуществляются вне прогрессивного риск-ориентированного подхода, на который перешел ряд министерств и ведомств. Здесь же работают по старинке.

Надо сотрудничать с контрольными органами регионов и местным самоуправлением. Проводить разъяснительную работу и обучение проверяющих. А то получается у нас с проверками, как в старой школьной задаче: в одну трубу втекает, из другой вытекает.

Источник

 
 
 

Адрес: ул. Рашпилевская 157, 7 этаж, кабинет 9
Тел.: (861) 277-35-19 доб. 40
E-mail: deloros-krd@mail.ru

Top