Календарь событий
|
Комитет по финансово-кредитному обеспечению бизнеса
Председатель комитета: Гамза Владимир Андреевич — председатель Совета директоров Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, генеральный директор ООО «Финунивергрупп», советник ректора Финуниверситета при Правительстве РФ, советник президента Ассоциации региональных банков России.
О Комитете: Комитет создан в марте 2011 года. Цель деятельности Комитета — создание и профессиональное модерирование в «Деловой России» общественной площадки взаимодействия несырьевого бизнеса с банками, денежными фондами, профессиональными инвесторами и другими финансово-кредитными субъектами.
Состав Комитета:
Задачи Комитета:
Меморандум Комитета: Российская финансовая система пока не в состоянии обеспечить модернизацию экономики. Это означает, что финансовые инновации должны опережать технологические. Развитие финансового рынка имеет целью не столько даже рост объемов кредитования, страхования, инвестиций и т. д., сколько системное снижение рисков, а значит – снижение реальной стоимости денег в экономике, повышение устойчивости к внешним и внутренним шокам и рост доступности финансовых услуг. При этом борьба с инфляцией монетарными методами и ужесточение регулятивных требований полезны лишь в ограниченном масштабе. Само собой, сильный финансовый рынок должен быть основан на внутренних ресурсах – внешний аутсорсинг финансовой системы мы более не можем себе позволить. В 2011 году российский финансовый и банковский рынок демонстрирует позитивные изменения: «размораживание» кредитования, стабилизация доли плохих активов, рост проектного финансирования, восстановление рентабельности бизнеса. Но ключевая проблема сохраняется: финансово-банковская система не адекватна потребностям национальной экономики и не в состоянии обеспечить ресурсами модернизацию страны. Осложняют ее решение как новые вызовы (недостаток качественных заемщиков, резкое снижение процентной маржи кредитования, регулятивные новации в финансовой сфере), так и сохраняющиеся традиционные проблемы(дефицит долгосрочных и дешевых денежных ресурсов, высокая концентрация финансовых активов, слабость системы управления рисками). Ускоренное развитие финансового сектора должно опираться на мобилизацию сбережений населения, формирование мощной национальной системы институциональных инвесторов, участие банков и иных кредитных и финансовых организаций в реализации промышленной политики и, в меньшей степени, – на внешнее фондирование. Укрепление ресурсной базы финансового рынка возможно за счет развития малорискованных финансовых инструментов (вкладов с ограничениями на досрочное изъятие, целевых вкладов, депозитных сертификатов) и вмененных сбережений. Уже использующиеся механизмы частно-государственного партнерства (двухуровневая модель рефинансирования, гарантийные фонды) необходимо задействовать в приоритетных для экономики отраслях. Насыщение наиболее доходных сегментов кредитного рынка и ужесточение конкуренции со стороны госбанков приводит к снижению эффективностибизнеса частных игроков. Выход для частных российских банков – развивать синдицированное кредитование в относительно свободных рыночных нишах, активно наращивать долю продуктов и услуг, обеспечивающих развитие бизнеса в реальном секторе экономики, активизировать работу в перспективных нишах: дистанционный банковский бизнес, платежные сервисы, торговое финансирование и кредитование в регионах. Современный банковский надзор нацелен на борьбу с небольшими «отмывочными» банками, но не уделяет должного внимания контролю над системообразующими банками. Ужесточение требований к капиталу не может быть основной мерой по повышению устойчивости банковской системы, поскольку не только не устраняет системные риски, но и способно снизить доступность банковских услуг, прежде всего для корпоративного бизнеса в регионах. Ключевыми должны стать инструменты контрциклического регулирования и дифференцированного надзора, предусматривающие более высокую интенсивность надзора за системообразующими банками. В 2011-2012 годах мы не ожидаем возврата к докризисной динамике. Рост экономикипока еще будет сдерживаться слабой инвестиционной активностью на финансовом рынке. Драйверами роста станут кредитование малого и среднего бизнеса и проектное финансирование в сфере модернизации и девелопмента. Будет активно развиваться рынок факторинговых, лизинговых операций и трансграничного кредитования. Выводы: Финансовый рынок может и должен стать важнейшим элементом экономической и промышленной политики, базой модернизации. И его интенсивное развитие нужно стимулировать сбалансированно, но последовательно. Мы считаем, что развитие финансового рынка должно рассматриваться только в контексте его роли в экономике и развитии страны. Можно выделить следующие ключевые задачи и меры по развитию финансового рынка:
Финансовый рынок должен, наконец, стать доступным. Количество торгующихся эмитентов должно измеряться не парой сотен, а тысячами, десятками тысяч. Кредитование должно стать стандартной практикой не только для крупного бизнеса. Доля средне- и долгосрочных активов (прежде всего, кредитов на сроки от 1 года) у банков должна существенно вырасти; пока что банковская система финансирует в основном торговлю и в гораздо меньшей степени производство. Финансовый рынок должен быть устойчивым и сильным. Это значит, что активы пенсионных фондов и страховщиков должны вырасти на порядок, их доля в ВВП не может быть меньше 10%. Уровень покрытия страхованием рисков в экономике должен вырасти с текущих мизерных 10-15% как минимум до 50-60%. Наконец, лизинговые сделки могут и должны стать эффективным инструментом обновления инфраструктуры и производства, а объем лизинга – вырастина порядок. Доля российских инвесторов должна также вырасти на порядок, ключевые инвестиционные решения должны приниматься в России крупными институциональными структурами (пенсионными фондами, страховщиками, УК, отечественными банками). У нас до сих пор много белых пятен: целые сегменты, базовые в других экономиках, вообще отсутствуют как класс. Например, в России нет законодательства по проектному финансированию, секьюритизации, нет нормативной базы по кредитным рейтингам, отсутствует оперативный лизинг, невозможно до их пор использовать в качестве залога движимое имущество, а множество объектов вообще исключены из финансового оборота. Назрели изменения в денежно-кредитном регулировании. Антиинфляционная политика должна учитывать наличие значительной немонетарной компоненты, для борьбы с которой необходимо не подавлять кредитование, а использовать механизмы конкурентной, налоговой и таможенной политик. Для скорейшего преодоления последствий кризиса могут более активно использоваться механизмы неинфляционной кредитной экспансии, включая софинансирование институтами развития кредитов, выданных банками в секторах со значительным мультипликативным эффектом. Финансовый рынок: кредитование, управление активами, страхование, лизинг — как части единого целого, должен стать инструментом экономической и промышленной политики. Это не означает ни в коем случае дальнейшего огосударствления этих секторов. Активная государственная политика – это поддержание систем разделения рисков (государственные и муниципальные гарантии и рефинансирование через банки развития, субсидирование ставок), расширение программ развития, развитие ЧГП с участием частных банков и управляющих компаний, введение обязательных видов страхования, активное продолжение пенсионной реформы – даст шанс финансовому рынку поддержать развитие реального сектора экономики.
Библиотека Комитета:
Доклады на IX Международном банковском Форуме «БАНКИ РОССИИ – XXI ВЕК» Сочи, 1-4 сентября 2011:
Статистические обзоры российского рынка факторинга:
Материалы Ежегодной банковской конференции Ассоциации региональных банков России 2012:
|
|
Адрес: 350072, г. Краснодар, ул. Тополиная 30/1
Тел.: (861) 201-22-20 ; 8-918-499-49-03
E-mail: deloros-krd@mail.ru