Председатель комитета:
Кловач Елена Владимировна, 1954 года рождения, после окончания в 1976 года Химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова поступила в Государственный научно-исследовательский институт химии и технологии элементоорганических соединений (ГНИИХТЭОС) в котором проработала до 1990 г. Там же 1986 г. ею была защищена кандидатская диссертация.
О Комитете:
28-го июня 2011 года в «Деловой России» прошло экспертное заседание, на котором был учрежден Комитет по промышленной безопасности «Деловой России». Основной целью работы Комитета названо совершенствование законодательной и нормативной базы в области промышленной безопасности. Председателем Комитета стала Кловач Елена Владимировна, генеральный директор ЗАО Научно-технический центр «Промышленная безопасность».
Состав Комитета:
- Кловач Елена Владимировна, генеральный директор ЗАО НТЦ «Промышленная безопасность»;
- Надеин Владимир Александрович, генеральный директор НГБ «Энергодиагнос-тика»;
- Попов Анатолий Иванович, генеральный директор ЗАО «Технориск»;
- Чокадзе Юрий Мустафаевич, начальник отдела промышленной безопасности и охраны труда Филиал «ФСК ЕЭС» МЭС центра;
- Гольдфарб Борис Абрамович, вице-президент — Председатель Правления СРО НП «Экспертпром-безопасность»;
- Беликов Виталий Сергеевич, заместитель начальника управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД»;
- Муратов Александр Владиславович, заместитель генерального директора НП «Нефтегазсервис»;
- Люхин Анатолий Валентинович, технический директор ЗАО «Нефтехимпроект»;
- Денисов Александр Викторович, первый заместитель генерального директора ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»;
- Коновалов Николай Николаевич, заместитель генерального директора ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»;
- Белов Матвей Иванович, заместитель руководителя Органа аккредитации ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»;
- Мартынюк Василий Филиппович, главный специалист ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность».
Задачи Комитета:
Организация обсуждения проектов федеральных законов и проектов подзаконных актов с представителями научных организаций.
Участие в рабочих группах по подготовке проектов федеральных законов, федеральных норм и правил по промышленной безопасности, а также участие в разработке основных направлений совершенствования законодательства по промышленной безопасности.
Построение диалога с законодательными и исполнительными органами Российской Федерации с целью продвижения выработанной позиции Комитета.
Меморандум Комитета
Описание проблемного поля в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В настоящее время, в России, после ряда тяжелых аварий на шахтах и гидроэлектростанции, руководство государством обратило пристальное внимание на проблемы в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
К числу ключевых проблем в сфере промышленной безопасности можно отнести несовершенство законодательной и нормативной базы, её несоответствие современным реалиям промышленной политики и курсу на модернизацию экономики страны.
Базовым нормативным правовым актом является Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», который имеет рамочный характер. Реализация названного федерального закона опирается на применение в совокупности нескольких сотен ведомственных актов Ростехнадзора, имеющих для предприятий обязательный характер. Здесь следует отметить, что хотя многие документы были переработаны, но все-таки их основное содержание базируется на документах, действовавших еще в СССР. Проблема устаревших норм связана с тем, что с переходом к рыночным отношениям глобально изменилась правовая ситуация в стране. В СССР государство, являясь собственником предприятий, было обязано устанавливать конкретные требования к деталям производственного процесса и тщательно контролировать их исполнение именно как собственник, несущий всю полноту ответственности за безопасность на производстве. Если говорить просто, то за крупную аварию личную ответственность нёс не только директор предприятия, но и профильный министр и тем более аппарат министерства. Сегодня собственник – частный, он и его работники по факту несут всю полноту ответственности за безопасность. Но законодательство, наделив частного собственника ответственностью, забыло исключить излишние регулятивные процедуры, написанные в тот период, когда собственником было государство — регулятор до сих пор наделён полномочиями по вмешательству в текущую производственную деятельность предприятия, вне зависимости от реальности риска причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Другой не менее важной проблемой является то, что законодательство в области промышленной безопасности , как показывает практика, плохо согласуется со смежными отраслями законодательства. Например, весьма трудно разделить требования промышленной безопасности и законодательства о техническом регулировании. Также нет чёткого разделения с законодательством об охране труда, санитарным, законодательством в области пожарной безопасности, законодательством о чрезвычайных ситуациях.
Не решены проблемы межведомственного согласования в этой области. На практике вопросы промышленной безопасности на предприятии в той или иной степени проверяются не только Ростехнадзором, но и Роспотребнадзором, МЧС России, Госпожарнадзором, Трудинспекциями, и даже прокуратурой, отсюда неизбежно возникают противоречия, трудности согласования.
В связи с вышеизложенным Комитет по промышленной безопасности ставит перед собой следующие цели работы:
- Выявление недостатков законодательных и подзаконных актов в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и в смежных отраслях российского законодательства.
- Выработка консолидированной позиции Комитета по основным принципам государственного регулирования промышленной безопасности, в том числе, по основным принципам государственного надзора в сфере промышленной безопасности, в части разработки и внедрения риск-ориентированного надзора, направленного не на фискальные и карательные цели, а на повышение безопасности граждан и снижение нагрузки на хозяйствующие субъекты.
- Актуализация и корректировка законодательства в области промышленной безопасности; с возможным устранением выявленных недостатков, избыточных барьеров основываясь на практике применения нормативных правовых актов.
- Содействие гармонизации российского законодательства в области промышленной безопасности с зарубежными аналогами.
Предложения в законодательство:
№ |
Проблема |
Пути решения |
Состояние вопроса |
Результат |
1 |
Отсутствие установленных на законодательном уровне минимальных количеств опасных веществ, наличие которых на объекте позволяет их относить к категории ОПО приводит к «размытости» сферы действия ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». |
Разработка проекта Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части, касающейся установления минимальных количеств опасных веществ в приложении 1 к Закону. Закон должен распространить европейский подход на все области применения законодательства о промбезопасности. |
Минимальные количества установлены в Административном регламенте только для целей регистрации объектов в государственном реестре. При расчете минимальных количеств использован европейский подход (Директива Севезо-2). |
Исключение ряда объектов из категории ОПО, риск возникновения аварии на которых при эксплуатации чрезвычайно мал |
2 |
Сокращение количества ОПО за счет исключения из категории ОПО лифтов в многоквартирных домах, объектов розничной торговли (в том числе АЗС) |
Разработка проекта Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части, касающейся изменения критериев отнесения объектов к категории ОПО |
Распоряжение Правительства от 02.08.2011 №1371-р утверждающий план мероприятий. Один из пунктов плана — подготовка проекта ФЗ в IV кв. 2011 г.* |
Двукратное сокращение количества ОПО, снятие избыточной нагрузки на малое предпринимательство. |
3 |
Введение классификации ОПО по степени риска возникновения аварии в целях внедрения дифференцирован-ных методов государственного контроля и надзора. |
Введение дифференцированного подхода к осуществлению контрольно-надзорной деятельности (так называемый риск-ориентированный надзор).. Для наименее опасных объектов использование элементов декларирования, самоконтроля (производственного контроля, контроля за функционированием систем управления) и страхования. Для наиболее опасных объектов – введение режима постоянного контроля. |
Распоряжение Правительства от 02.08.2011 №1371-р Другой пункт плана мероприятий: подготовка проекта ФЗ в IV кв. 2012 г. |
Рациональное сочетание свободного предпринимательства и гос.воздействия. Повышение контроля за действительно аварийно-опасными объектами. Гармонизация с международной практикой путем использования методологии управления рисками. |
4 |
Установление требований ПБ в федеральных нормах и правилах. |
Пересмотр всех нормативных документов по промышленной безопасности с учетом «границы» между техническим регулированием и промышленной безопасностью. |
ФЗ от 19.07.2011 №248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» (установлено, что обязательные требования промышленной безопасности устанавливаются в федеральных нормах и правилах) |
Исключение излишних, устаревших, дублирующих, иногда противоречивых требований в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах, актуализация требований, что приведет к облегчению внедрения новых технологий, снижению затрат на строительство и реконструкцию объектов. |
5 |
Износ основных средств, отсутствие системы мониторинга показателей, характеризующих степень износа. |
Разработка предложений с последующей реализацией о создании системы мониторинга показателей, характеризующих износ основных средств. |
Распоряжение Правительства от 02.08.2011 №1371-р третий пункт плана мероприятий – подготовка указанных предложений в IV кв.2011 г. |
Снижения риска возникновения аварий на ОПО. |
6 |
Избыточность функций Ростехнадзора в части лицензирования деятельности по экспертизе промышленной безопасности и по утверждению заключения экспертизы ПБ. |
Подготовка предложений по замене лицензирования саморегулированием или аккредитацией экспертных организаций. |
ФЗ от 04.05.2011 г. №99-ФЗ предусматривает отмена лицензирования деятельности по экспертизе ПБ после введения системы аккредитации или саморегулирования в этой области. |
Снижение нагрузки на бизнес, гармонизация с международными нормами, уменьшение коррупционной составляющей. |
*Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 №1371-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых Ростехнадзором». Данным планом предусмотрено выполнение мероприятий, указанных в п.п.2,3.5.
План работы Комитета
Контакты Комитета:
Старцев Михаил Владимирович
e-mail: np@safety.ru
раб. тел.: (495) 620-47-49
моб. тел.: +79057757761