16 июля состоялось заседание совета краснодарского отделения «Деловой России», на котором обсуждался проект нового закона о контрольно-надзорной деятельности.
Члены совета отметили, что сегодня контрольно-надзорная система, тенденции ее развития находятся в определенном противоречии с нынешней острой необходимостью обеспечения высокой динамики экономического развития страны.
По мнению председателя краснодарских делороссов Константина Брыкина, никто не будет оспаривать факт, что сама по себе контрольно-надзорная деятельность на федеральном, региональном и муниципальном уровне государства со всеми сопутствующими разрешительными процедурами, экспертизами, лицензированием, сетью подведомственных организаций весьма и весьма масштабна. В то же время ее нельзя признать эффективной.
«У нас проверяющих скоро будет больше предпринимателей, — говорит делоросс. — По оценкам НИУ ВШЭ, непосредственно в исполнении надзорных функций занято до 30% федеральных государственных служащих, а если учитывать также деятельность по выдаче многочисленных разрешений и согласований, то эта цифра возрастает до 80–90% от общего числа федеральных гражданских (т.е. не занятых обеспечением безопасности и обороны) служащих. Текущая система контрольно-надзорной деятельности обходится российской экономике от 1,5% ВВП. При громадном числе проверок (около 2,6 млн. за год) только в 16% случаев выявлены нарушения, влекущие непосредственное причинение вреда. При этом из бюджетов всех уровней на эти проверки выделено 117 млрд. рублей. По данным НИУ ВШЭ, в России на текущий момент существует 133 самостоятельных вида контроля, при этом единый перечень видов контроля отсутствует».
По оценке кубанских делороссов, принятие закона 294-ФЗ «О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в 2008 году позволило несколько снизить количество плановых и внеплановых проверок промышленных предприятий, однако особого влияния на их работу не оказало.
«Не знаю, как скажется использование так называемого риск-ориентированного подхода, — продолжает К. Брыкин. — Но у нас часто оказывается так, что закон сам по себе, а подходы к его исполнению у каждого проверяющего свои. К тому же, в концепции закона мы не увидели ответственности проверяющих за неэффективную работу или предъявление избыточных требований. Избыточный контроль и его проведение с нарушением законодательства способны разрушить даже самый успешный бизнес».
Краснодарские делороссы высказались в поддержку мнения уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова о том, что проект недоработан, носит «репрессивный характер» и не гарантирует защиту предпринимателей при проведении проверок, поскольку внесен в правительство РФ без учета мнения предпринимателей.