26 октября по запросу Законодательного собрания Кубани рабочая группа краснодарского отделения «Деловой России» обсудила проблему чрезмерного и неоправданного использования иностранных слов на рекламных вывесках и указателях, размещенных в краевой столице.
«Заимствования иностранных слов — один из способов развития современного языка, — считает исполнительный директор отделения Татьяна Половинская. — Язык всегда быстро и гибко реагирует на потребности общества. Заимствования становятся результатом контактов, взаимоотношений народов, государств. Основной причиной заимствования иноязычной лексики признается отсутствие соответствующего понятия в словарном запасе русского языка».
Члены рабочей группы отметили, что на развитие языка нельзя повлиять насильственными мерами, что-либо запрещать тут бессмысленно.
По мнению собравшихся, речь в первую очередь должна идти о языковой культуре. Мы должны понимать, что язык является одним из важнейших элементов культуры и неразрывно связан с историей народа. Надо стараться, чтобы приходящее в язык извне, обогащало нашу культуру и помнить, что реальная основа культуры – слово.
«Не надо бояться заимствований. В германских языках, например, множество галлицизмов, а во французском – германизмов. И это нормально. Эти заимствования начинают «работать» по правилам того языка, в который они попадают, — продолжает Т.Половинская. – Хотя, на мой взгляд, у нас сейчас очень много, в общем, бесполезных заимствований. Причем некоторые из них уже устоялись, хотя язык без них прекрасно бы обошелся, а другие еще надо переводить в уме. В основном они идут через СМИ, а потом уже рекламу. Да, идет, причем ускоряясь, и процесс засорения языка. Дикторам и журналистам стоило бы обратить внимание на культуру речи, а предпринимателям на целесообразность использования иностранных, непонятных населению заимствований в своей рекламе».
«Лично меня, раздражает, когда иностранными словами вдруг заменяются устоявшиеся родные слова. Не понимаю, чем «плаза» лучше «площади»? Но когда реклама вдруг начинает навязывать какое-то иностранное слово, чем это вызвано? Конечно, язык надо беречь. Но основное средство защиты – это все-таки культура самого населения. А внешние рычаги и, тем более, запреты вряд ли помогут. Начать надо с себя. Говорите по-русски и говорите красиво. Если при этом вы будете говорить умные вещи, к вам будут прислушиваться и, может быть, начнут говорить как вы», — продолжает она.
«Вызывает недоумение использование в рекламе русских слов, написанных с ошибкой. Не знаем специально или по незнанию. Такой рекламе не место на наших улицах. И это должен кто-то контролировать», — подводит итог рабочая группа.
Свое мнение по вопросу кубанские делороссы изложили в письме в Законодательное собрание Краснодарского края.