Дмитрий Медведев 06.01.2013г. подписал «дорожную карту» о развитии конкуренции и совершенствовании антимонопольной политики. Эта новость 10 января стала темой обсуждения для участников заседания совета Краснодарского регионального отделения «Деловой России».
Как заметил председатель краснодарских делороссов Константин Брыкин, «теперь успехи в этой области можно будет измерить в цифрах: например, появление новых предприятий и бизнесменов, довольных уровнем конкуренции. Дмитрий Анатольевич отметил, что «в ходе реализации программы развития конкуренции были выявлены отдельные недостатки, в том числе отсутствие показателей эффективности реализации мероприятий и недостаточное взаимодействие с представителями бизнес-сообщества». «Теперь, — продолжает Константин Брыкин, — акцент предполагается сделать на следующих задачах: включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти; внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации; снижение доли государственного сектора в экономике; развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий; развитие конкуренции при осуществлении закупок; упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования; повышение уровня защиты прав потребителей».
В ходе реализации программы развития конкуренции в РФ были выявлены отдельные недостатки, в том числе отсутствие показателей эффективности реализации мероприятий, формальные ключевые результаты и недостаточное взаимодействие с представителями бизнес-сообщества.
В документе, подписанном Председателем Правительства, есть перечень сфер деятельности, развитие конкуренции в которых представляется особенно значимым: это рынки медицинских услуг, нефтепродуктов, связи, авиаперевозок, лекарственных препаратов, дошкольного образования.
Каждый квартал представители Федеральной антимонопольной службы и других структур, ответственных за эту программу, будут отчитываться перед правительством о том, удается ли достигать запланированных показателей.
Показатели запланированы, в частности, такие: к 2014 году Россия должна будет выйти на 32-е место по индексу развития конкурентной среды на рынках (сейчас — 38-е место), а к 2018 году — на 22-е. Количество новых предприятий на тысячу человек в 2014 году должно будет составлять 3,9 (сейчас — 2,6), а к 2018 году — 5,2. Бизнесменов, которые считают, что состояние конкурентной среды улучшается, в 2014 году должно будет стать не менее 35% (сейчас — 24%), а к 2018 году — 51%.
К сентябрю нынешнего года аналогичные «стандарты развития конкуренции» должны будут разработать и в регионах.
Что касается снижения доли госсектора в экономике, то к августу следующего года правительство должно подготовить предложения «о поэтапном выводе с конкурентных рынков федеральных государственных унитарных предприятий, за исключением предприятий, осуществляющих деятельность в сферах, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также включенных в перечень стратегических предприятий».
Документ также предполагает и развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий, таких как электроэнергетика, железнодорожный транспорт, почтовая связь, электросвязь, теплоснабжение, газовые рынки, трубопроводный транспорт, порты и аэропорты.
«Понять, конкурентна ли экономика, очень просто, — отмечает Константин Брыкин, — это зависит от того, доступен ли вход на рынки, равны ли условия для их участников. Нормальная экономическая среда сама собой формирует конкуренцию. Конкуренция — это ее побочный продукт».
Отдельный раздел программы посвящен госзакупкам. С мая 2014 года общественные обсуждения закупок нужно будет проводить уже на этапе их планирования и определения поставщиков. Предполагается с июня этого года проводить аудит разных закупочных практик и распространять наиболее эффективные из них. Через год Минэкономразвития должно будет разработать законопроект, который установит ограничения на аффилированность поставщиков, членов комиссий по осуществлению закупок и экспертов.
Председатель регионального отделения подчеркнул важность упрощения работы предпринимателей — отмену уведомления по сделкам экономической концентрации, а также стимулирование добровольного и досудебного устранения и выявления нарушений.
В части защиты прав потребителя предполагается утвердить новые стандарты коммерческого качества обслуживания, а также усилить ответственность за ненадлежащую рекламу.
На рынке дошкольного образования планируется разрешить открывать частные детские сады в форме коммерческих юридических лиц, а также оптимизировать (упростить) существующие санитарно-гигиенические и пожарные требования.
Подводя итоги, Константин Брыкин отмечает, что «дорожная карта предусматривает поэтапный подход к данному вопросу. Важно сформировать перечень приоритетных отраслей и систему мероприятий на ежегодной основе, а также оперативную оценку выполнения мер и обновление плана с учетом его исполнения и актуальности».