В связи с проведением в ноябре 2012 года в Лондоне одного из крупнейших ежегодных глобальных форумов для профессионалов туристического бизнеса – Всемирной туристической выставки World Travel Market-2012 (WTM), Председатель Краснодарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Константин Брыкин прокомментировал участия в ней Краснодарского края и обозначил проблемы и перспективы развития бизнес-туризма на Кубани.
World Travel Market ежегодно собирает аудиторию, настроенную на серьезное деловое сотрудничество, она оценивается экспертами как одна из самых престижных в туристической отрасли.
Краснодарский край представил потенциал курортной отрасли региона в рамках коллективного стенда России, организованного под эгидой Ростуризма. Участники и посетители WTM-2012 смогли ознакомиться со всеми направлениями туризма на Кубани, а также с инвестпроектами в курортной сфере региона. Курорты Кубани заняли достойное место в общероссийской экспозиции.
Уже не первый год Краснодар лидирует в рейтингах городов, наиболее комфортных для ведения бизнеса, олимпийская стройка привлекает в Сочи новых инвесторов, а число деловых связей с другими регионами России продолжает расти. Транспортная инфраструктура края также выгодно отличает от соседей.
По мнению Константина Брыкина «Деловой туризм – пожалуй, самый молодой сектор на рынке туристических услуг России, и потенциал его развития без преувеличения огромен. Но возникает вопрос, как реализовать его в полной мере, и в какие сроки это произойдет? Многие эксперты считают деловой туризм одним из наиболее перспективных направлений развития отрасли. Он способствует развитию других видов туризма. Чем больше регион привлекает к себе внимание иностранного бизнеса, тем выше его возможности по расширению спектра въездного туризма.
Это направление активно продвигается на государственном уровне, а также на уровне здравниц, туристических и авиационных компаний, поскольку проведение бизнес-мероприятий выгодно всем участникам процесса. Выездное корпоративное мероприятие говорит о высоком статусе фирмы. Туристические компании имеют от этого большой заказ. Отелям тоже выгодно привлекать корпоративных туристов, особенно в межсезонье, чтобы снять проблему заполнения.
Основные потребители в сфере бизнес-туризма – крупные корпорации, которые сохранили финансовую устойчивость и не отказались от проведения различных конференций, конгрессов и бизнес-тренингов, – поясняет Константин Брыкин. — Кроме того, на проведение бизнес-мероприятий не влияют климатические условия, поэтому чаще всего их проводят в межсезонье, когда отели на побережье могут принимать большие делегации и обслуживать их на высоком уровне».
Курорты Краснодарского края могут проводить корпоративные мероприятия любого уровня: от конференций или презентаций одной компании до серьезных международных конгрессов. Многие из них располагают собственными конгресс-залами, оборудованными по последнему слову техники, некоторые приспосабливают уже имеющуюся инфраструктуру для деловых мероприятий.
Решающим фактором в развитии бизнес-туризма является инвестиционная привлекательность региона.
«В Краснодарском крае бизнес-туристы останавливаются по многим причинам, – продолжает Константин Брыкин. – В Краснодаре находится краевая администрация, где проходит согласование всех проектов, реализуемых на территории региона. Также здесь вполне успешно действует пока единственная, но достаточно известная в стране выставочная площадка «КраснодарЭКСПО». Кроме того, в Сочи традиционно проводится международный инвестиционный форум. Тем не менее, в России о таком явлении как бизнес-туризм пока можно говорить только применительно к Москве или Санкт-Петербургу. В других регионах страны деловой туризм все еще находится на этапе становления. И Краснодарский край, увы, не исключение».
Краснодар считается деловой столицей региона, но существуют определенные трудности с проведением крупных мероприятий, тех, что проводит уже упомянутый «КраснодарЭКСПО» и, к сожалению, пока это лишь одна площадка для проведения подобных мероприятий.
Не удовлетворяет потребностям делового туризма и площадь имеющихся городских средств размещения. Большинство краснодарских гостиниц, способны принимать лишь небольшие группы, включая бизнесменов, приезжающих в город для решения своих деловых вопросов, а вот с проведением массовых мероприятий в Краснодаре возникают трудности, влияющие на организацию и проведение, и жизнь городских жителей.
Константин Брыкин отмечает: «Стоимость размещения в крупных гостиницах очень высока. Далеко не каждая компания обладает бюджетом, позволяющим останавливаться в городе. При этом подавляющее большинство гостиниц просто не способно принимать делегации по 100-150 человек. Мало отелей, обладающих достаточным номерным фондом разной ценовой категории. Именно поэтому многие крупные деловые мероприятия проходят на Черноморском побережье, где отели, особенно в межсезонье, предлагают весьма неплохое соотношение цены и качества. При этом, даже с учетом стоимости доставки делегации к месту размещения, бюджет мероприятия серьезно сокращается. В то же время качество обслуживания во многих гостиницах здесь оставляет желать лучшего. Не хватает и квалифицированного персонала со знанием иностранного языка при приеме иностранных делегаций».
Еще одна проблема, с которой сталкиваются туроператоры и их клиенты при организации бизнес-туров – несовершенство налогового законодательства, но подобные проблемы уже начали решаться на государственном уровне, и есть вполне обоснованная надежда на то, что уже в ближайшее время законодательство и реалии бизнес-туризма будут, наконец, соответствовать друг другу.
Несмотря на очевидную привлекательность бизнес-туризма, существует проблемы инфраструктуры. Краснодарскому аэропорту необходима реконструкция, которая позволила бы увеличить поток пассажиров, а также организация более удобного транспортного сообщения с отдельными районами.
«Рациональным будет создание отдельного бизнес-района, где сосредоточились бы крупные отели, специально адаптированные для проведения корпоративных мероприятий, а также офисы крупных компаний, имеющие партнеров по бизнесу за пределами региона, в том числе и за рубежом.
Для успешного развития бизнес-туризма необходима частная инициатива и наличие площадок для проведения мероприятий. В идеале площадками тоже должен управлять частный бизнес,что повлечет изменения в экономике края, в том числе и в сфере развития делового туризма» — уверен Константин Брыкин.