Гуманизация уголовного законодательства
Проблема:
декриминализация бизнес-сферы, ограждение бизнеса от коррумпированности бюрократии
Как мы это делали:
«Деловая Россия» выступила инициатором дискуссии о необходимости гуманизации уголовного законодательства.
Соответствующие предложения сформулированы «Деловой Россией» в начале 2010 года и были вынесены для обсуждения на встрече Президента РФ с представителями предпринимательского сообщества 26 февраля 2010 года.
Предложения «Деловой России»:
— ограничение взятия под стражу как меры досудебного пресечения для лиц, обвиняемых в экономических преступлениях, отмена статьи «Лжепредпринимательство»,
— установление максимальных сумм и порядка внесения залога (в том числе в нем предусмотрена возможность принимать в качестве такового не только деньги, но ценные бумаги и недвижимость),
— внесение уточнения в статью УК «Легализация денежных средств», фактически исключающего возможность вменения в вину лицам, обвиняемым по статье «Незаконное предпринимательство», совершение любой покупки,
— ужесточение наказаний для чиновников за препятствование законной предпринимательской деятельности,
— ряд других мер, направленных на декриминализацию бизнес-сферы.
Вопрос решен:
Предложения «Деловой России» поддержаны главой государства – после встречи с предпринимателями Президент внес в Государственную думу пакет поправок к Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам.
7 апреля 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон, усиливающий уголовно-правовую защиту отношений в сфере предпринимательской деятельности.
Снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности
Проблема:
неравные условия для малого, среднего и крупного бизнеса при проведении проверок бизнеса
Как мы это делали:
Одним из инициаторов внесения поправок в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внес Сопредседатель «Деловой России», первый зампредседателя комитета по экономполитике Госдумы РФ Владимир Головнев.
Предложение уравнять в проверках крупный, средний и малый бизнес внесли правительству страны Минэкономразвития и Генпрокуратура.
Вопрос решен:
Весной 2009 года поправки вступили в силу. Поправки подписал президент Дмитрий Медведев.
В соответствии и с изменениями, предполагается введение единых правил в этой сфере для малого, среднего и крупного бизнеса, что необходимо для дальнейшего снижения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности.
Ограничение внеплановых проверок бизнеса
Как мы это делали:
На встрече генпрокурора Юрия Чайки, его первого заместителя Александра Буксмана и председателя «Деловой России» Бориса Титова 29 мая 2008 года обсуждалась возможность создания в прокуратуре единого реестра всех проверок, проводимых чиновниками в отношении бизнесменов.
Вопрос решен:
Объявлено о создании единого реестра проверок на специальном сайте под кураторством Генпрокуратуры, где проверяющие структуры перед проведением проверки должны оставить информацию о проверяющих и цели визита, а также получить номер проверки.
Разрешение на внеплановую проверку могут давать только вышестоящие органы прокуратуры.
Создание общественных советов по защите прав предпринимателей при прокуратурах субъектов РФ
Проблема:
ограничение свободы экономической деятельности
Вопрос решен:
С начала августа 2008 года при активном участии «Деловой России» в соответствии с поручением Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки в регионах России сформированы Общественные советы по защите прав малого и среднего предпринимательства при прокуратурах субъектов Федерации.
Отмена пошлины на импортное оборудование
Проблема:
Вопрос был поднят в экономическом Докладе «Деловой России» 2004 года «Политика роста».
В нем говорилось:
Необходимо создать благоприятные условия для развития предпринимательства, разработать государственную программу развития малого и среднего бизнеса, вывода его из тени, перейти к использованию системы «налогов развития»:
Для стимулирования ускоренной и эффективной модернизации российской промышленности необходимо в частности:
полностью отменить импортные пошлины на ввозимое в нашу страну промышленное оборудование и запчасти к нему.
Вопрос решен:
Постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 г. № 168 «О временных ставках ввозных пошлин в отношении отдельных видов технологического оборудования»
В соответствии с Постановлением, полностью обнулились сроком на 9 месяцев пошлины на 700 видов высокотехнологичного, наукоемкого оборудования, которое не производится в России. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. №168 «О временных ставках ввозных пошлин в отношении отдельных видов технологического оборудования» речь идет о новой современной технике для сельского хозяйства, нефтегазовой, авиационной и др.
Постановление Правительства РФ от 29 августа 2006 г. № 526 «О продлении сроков действия временных ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные товары»
До 30 июня 2007 года продлены сроки действия ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров: отдельные виды технологического оборудования, технологическое оборудование для авиационной промышленности, а также других товаров.
Ставки ввозных таможенных пошлин на эти товары были установлены временно (на 9 месяцев) и срок их действия истекал в сентябре 2006 — июне 2007 года (в зависимости от вида товара).
Продление срока действия ставок было вызвано необходимостью решения задач, связанных с вступлением в силу с 1 января 2007 года ТН ВЭД РФ в новой редакции, предусмотренной международными обязательствами.
Постановление утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 718 «Перечень утративших силу постановлений правительства российской федерации».
Правовые основы защиты конкуренции
Проблема:
недостаточный уровень развития конкуренции
Как мы это делали:
«Деловая Россия» активно работала над разработкой и продвижением закона о защите конкуренции: создавала рабочие группы, проводила круглые столы, вела диалог с Министерством экономического развития и торговли.
Вопрос решен:
Федеральный закон «О защите конкуренции» от 8 июля 2006 года
Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами исполнительной власти, иными организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Конвертируемость рубля
Предложения по данному вопросу содержались в экономическом Докладе «Деловой России» 2004 года «Политика роста»
Вопрос решен:
Введение конвертации рубля с 1.07.2006 года
29 июня 2006 г. на заседании правительства РФ был одобрен подготовленный Минфином проект закона «О внесении изменений в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Поправки отменяют ряд ограничений в сфере валютного регулирования и направлены на обеспечение конвертируемости российского рубля.
Необходимость введения пошлин на вывоз круглого леса
Проблема:
вывоз необработанной древесины за границу за рубеж
Как мы это делали:
Проведено ряд круглых столов по данной теме.
Вопрос решен:
Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2007 года № 75 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 года №795 в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных»
Российское правительство ввело запретительные пошлины на вывоз круглого леса. Согласно документу, повышение вывозных таможенных пошлин на отдельные виды необработанных лесоматериалов будет проводиться в три этапа. С 1 июля 2007 года специфическая составляющая вывозной таможенной пошлины устанавливается на уровне 20%, или минимум 10 евро от таможенной стоимости 1 кубометр необработанной древесины, с 1 апреля 2008 года 25% или минимум 15 евро, с 1 января 2009 года 80%, или 50 евро. Ранее пошлина составляла 6,5%, или минимум 6 евро за 1 кубометр круглого леса.
Таким образом правительство пытается переориентировать российскую лесную отрасль с экспорта дешевого сырья на экспорт продуктов с большей добавленной стоимостью.
Венчурные компании
Предложения о создании содержатся в экономическом Докладе «Деловой России» 2004 года «Политика роста»
В Докладе говорится:
Необходимо создать новые, современные и соответствующие мировому опыту специальные механизмы, использование которых стимулирует инвестиционную активность, снижает риски для инвесторов, развивает эффективный спрос, облегчает доступ к финансовым ресурсам — «Инструменты роста»:
— Создать Российский фонд технологического развития (инновационный фонд), задачей которого будет совместное финансирование государством и бизнесом самого рискованного периода — от формулирования идеи инновационного проекта до его внедрения,
Вопрос решен:
— Постановление Правительства РФ от 24 августа 2006 года «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания».
Правительство Российской Федерации Постановлением от 24 августа 2006 г. №516 «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания» утвердило новый инструмент инновационного развития.
Создание Банка развития
Данная идея представлена в экономическом Докладе «Деловой России» за 2004 год «Политика роста»
В Докладе говорится:
Необходимо создать новые, современные и соответствующие мировому опыту специальные механизмы, использование которых стимулирует инвестиционную активность, снижает риски для инвесторов, развивает эффективный спрос, облегчает доступ к финансовым ресурсам — «Инструменты роста»:
— Российский банк развития, предоставляющий кредиты в виде проектного финансирования.
Вопрос решен:
— Федеральный закон от 17.05.20007 № 82-ФЗ «О Банке Развития».
Закон устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок реорганизации и ликвидации банка развития — государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
Внешэкономбанк действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Промышленная политика
Данный вопрос представлен в экономическом Докладе «Деловой России» 2004 года «Политика роста»
Вопрос решен:
— Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2006 г. № 563 «О Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности и технологий»
Основной задачей Комиссии является обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти по разработке и реализации основных направлений государственной политики по вопросам, касающимся увеличения темпов экономического роста, диверсификации структуры промышленного производства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, развития научно-технического и инновационного потенциала страны, качественного изменения структуры экспорта, в том числе по вопросам:
а) осуществления структурной политики в сфере промышленного производства;
б) осуществления деятельности в научной, научно-технической и инновационной сфере, обеспечения технологического развития и технологической безопасности Российской Федерации;
в) повышения эффективности денежно-кредитного, налогового и таможенно-тарифного регулирования в части, отнесенной к компетенции Комиссии;
г) государственной поддержки экспорта промышленной продукции и услуг;
д) совершенствования механизмов частно-государственного партнерства;
е) снижения необоснованных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности.
Федеральный закон о долевом строительстве многоквартирных домов
Проблема:
Федеральный закон от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектах недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
Как мы это делали:
«Деловой Россией» был поставлен данный вопрос на встрече с Президентом РФ В.В. Путиным в марте 2006 года
Вопрос решен:
Федеральным законом от 18.07.06 г. № 111-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 30.12.04 г. № 214-ФЗ о долевом строительстве, которые вступили в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 20 июля 2006 г.
Киотский протокол
Проблема:
затягивание реализации механизма Киотского протокола в России
Как мы это делали:
«Деловая Россия» организовала ряд круглых столов, по результатам которых направила обращение руководству страны за подписью Председателя «Деловой России» Бориса Титова о необходимости скорейшего рассмотрения и утверждения Правительством России проектов совместного осуществления (ПСО).
Вопрос решен:
Правительством Российской Федерации издано Распоряжение от 27 июня 2009 г. № 884-р, согласно которому Сбербанк назначен уполномоченной организацией в «торговле выбросами» парниковых газов. Сбербанк наделен правом участвовать «в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращенных выбросов».
Защита интересов бизнеса
Проблема: Невозврат НДС
Как мы это делали:
На основании обращения председателя «Деловой России» инспекцией ФНС №8 по г. Москве были проведены камеральные проверки налоговых деклараций по НДС, в которых суммы налога предъявлены к возмещению за налоговые периоды март-ноябрь 2007 года.
Как сообщается в письме заместителя руководителя ФНС России С.Шульгина, по результатам проверок с учетом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля были приняты решения о возмещении сумм НДС, заявленных к возмещению. В связи с этим инспекций вынесены решения о возврате налогоплательщику (МЗК) соответствующих сумм переплаты по НДС.
Вопрос решен:
Вопросы, связанные с задержкой возврата налога на добавленную стоимость ООО «Международная зерновая компания», полностью урегулированы. Об этом говорится в ответе Федеральной налоговой службы РФ на обращение председателя «Деловой России» Бориса Титова, связанное с задержками сроков возмещения НДС «Международной зерновой компании»
Проблема: Нанесение ущерба бизнесу
Как мы это делали:
«Волгоградский бизнесмен Алексей Торубаров обратился к «Деловой России» за поддержкой в разрешении конфликта с представителями правоохранительных органов, действия которых нанесли ущерб бизнесу и имиджу предпринимателя. Волгоградское отделение организации привлекло внимание к этому вопросу общественности и государственных органов, которые провели соответствующее разбирательство.
Вопрос решен:
Предприниматель был освобожден из-под стражи, в отношении представителей правоохранительных органов возбуждено уголовное дело
Проблема: Нарушение прав добросовестных арендаторов
Костромской области благодаря усилиям «Деловой России» удалось вернуть в региональную собственность памятник истории и культуры Костромские Торговые ряды и сохранить права добросовестных арендаторов помещений архитектурного комплекса — 248 предприятий малого бизнеса, обеспечивающих рабочими местами более 4000 человек и осуществлявших реставрацию комплекса за собственный счет
Как мы это делали:
Созданный по инициативе Костромского отделения «Деловой России» Координационный Совет по защите прав предпринимателей и арендаторов под руководством Дмитрия Абакумова направил открытое обращение к председателю «Деловой России» Борису Титову. 26 мая 2009 года Борис Титов провел в Костроме встречу с представителями Координационного совета по вопросам защиты интересов добросовестных арендаторов в комплексе Торговых рядов, а также встретился с Первым заместителем Губернатора Костромской области Владимиром Топыричевым. Сторонам удалось достичь взаимопонимания и договориться о сотрудничестве и взаимодействии.
Вопрос решен:
В июле 2009 года начался процесс передачи Торговых Рядов из федеральной собственности в областную. 17 октября Председателем Правительства РФ В.В. Путиным было подписано распоряжение, которое вернуло Торговые Ряды в собственность Костромской области.